Торговля пряностями во многом создала современную экономику, открыв множество торговых путей, новые земли и территории. А как же влияют экономические отношения, в частности, ставшие регулярными для России кризисы, на рынок специй и приправ?
В нашем обзоре мы постараемся сравнить катаклизмы, которые испытал рынок специй в 1998 и в 2008 годах, и сделать прогноз на 2015-2016 годы.
http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/krizis2.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/krizis2.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/krizis2.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/krizis2.jpg" style="float:left; height:225px; margin:5px; width:300px" />
В 1997-1998 годах стоимость большинства пряностей на мировом рынке резко выросла из-за неурожая, вызванного погодными условиями, в частности последствиями климатического феномена «Эль Ниньо». В связи с массовыми волнениями, забастовками, засушливой погодой и финансовыми трудностями урожай специй не был собран, а акцент сделан на выращивании других производственных культур, например, риса.
В результате запасы специй в некоторых странах сократились, что и привело к значительному росту цен. Так, в 1998 году цена за мускатный орех выросла с 1,5 до 6 тысяч долларов за тонну, на кардамон - в 4 раза. В конце декабря 1998 г цены на чёрный перец росли на 5-10% каждую неделю!
Российский же рынок специй и пряностей в это время только зарождался: в основной массе магазинов присутствовал только черный перец и лавровый лист, ассортимент более 5-ти наименований можно было найти лишь у самых продвинутых ритейлеров, а приправ (смесей пряностей для конкретных блюд) не было и в помине, разве что у начинавшего появляться тогда импорта из Восточной Европы (Cycoria, Vitana).
Российских производителей фасованных пряностей в те годы было не больше десятка, сколько-нибудь значимых запасов сырья не было практически ни у кого, поэтому чёрный вторник (18/08/1998) и последующее падение рубля моментально ударило по рынку специй.
http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%;D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%2098-00.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%;D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%2098-00.jpg" style="float:left; height:222px; margin:5px; width:458px" />
Правительство объявило дефолт по ГКО. Курс доллара за две недели с шести с небольшим рублей вырос в четыре раза (на графике показан курс ЦБ), но реально по нему нельзя было приобрести валюту, и в «обменниках» курс быстро поднялся до 22-24 рублей за доллар.
Основные оптовые сырьевые компании и производители в то время вели расчёты в у.е., следовательно, рост курса моментально транслировался в рост оптовых цен.
Некоторые иностранные поставщики пробовали фиксировать курс: сначала по 8, потом - по 10 руб. за доллар, чтобы реализовать ввезённый товар, но к началу сентября продукция у них закончилась. Те же компании, кто "жил в рублях", номинировали свои товары в нац. валюте – и быстро остались с пустыми складами и "в минусе".
К декабрю, а у кого-то и раньше, товар по старым ценам "улетел" с полок, ритейлеры стали сужать ассортимент подорожавших пряностей, рынок сжался, по нашим оценкам, примерно в два раза в натуральном выражении.
Однако наступивший кризис открыл дорогу отечественному производителю: компании, расфасовывающие пряности, росли, как грибы после дождя. Сначала выпуская дешёвую замену исчезнувшему импорту: монохромные пакеты из ламинированной полиэтиленом бумаги. За счёт недорогой упаковки, некачественного сырья, а в большинстве случаев и прямой фальсификации продукта удавалось обеспечить низкую цену и высокую рентабельность.
http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/novost-konkurenty.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/novost-konkurenty.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/novost-konkurenty.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/novost-konkurenty.jpg" style="height:225px; margin:5px; width:300px" />
http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/novost-show-box.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/novost-show-box.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/novost-show-box.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/novost-show-box.jpg" style="height:225px; margin:5px; width:300px" />
К концу 1999-го рубль замедлил своё падение, а цены на пряности стали постепенно снижаться.
http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%;D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%2098-08.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%;D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%2098-08.jpg" style="float:left; height:217px; margin:5px; width:462px" />
К тому времени рынок, на котором уже существовала высокая конкуренция благодаря большому количеству игроков, стал расти бурными темпами. По нашим оценкам, в период 2003 - 2008 этот рост составлял от 15 до 30% в год. Причём прогресс наблюдался по многим направлениям: ассортимент, инновации, качество, упаковка, новые рынки и т.п. И это во многом явилось результатом кризиса 1998, который затронул российский рынок пряностей с двух сторон.
В отличии от 1998 года, в 2008 в России уже был развитый рынок пряностей и приправ, на котором уживались отечественные производители, европейские поставщики и глобальные компании. В рознице были представлены бренды с высокой добавленной стоимостью продукта, а не товары NoName, как десятью годами ранее.
Запасы сырья и рентабельности позволяли сгладить ценовые колебания на полке, а рост себестоимости был не в 5-10 раз, а на 30-40%.
http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%;D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%2008-10.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%;D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%2008-10.jpg" style="float:left; height:220px; margin:5px; width:452px" />
Вопреки ожиданиям и падению других рынков, рынок пряностей в стоимостном выражении не пошатнулся (по нашим оценкам), а даже вырос на 1-3% в 2009 году.
Однако, некоторые ритейлеры пытались действовать по шаблону - сокращая ассортимент за счёт дорогих или редких товаров и товаров в большой фасовке. В результате трафик по сокращённым SKU переместился к ритейлерам - конкурентам.
Ещё одним итогом кризиса 2008-2009 года стало повышение интереса к российскому рынку пряностей со стороны глобальных компаний: Nestle и Unilever значительно расширили ассортимент своих брендов Maggi и Knorr, теперь уже напрямую запустив руку в карман (в рынок) российских производителей, американский McCormick купил польский Kamis вместе с его российским подразделением.
Кризис 2014 года хоть и вызван фундаментальным фактором - падением цены на нефть, но в отличии от 2008 года он усугубляется отсутствием финансирования и сопровождается ростом процентных ставок. По нашим прогнозам, он окажет гораздо большее влияние на рынок пряностей, нежели его предшественник, ведь в 2009 году кризис был общемировой, и Россия оставалась привлекательной в инвестиционном плане.
http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%;D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%2014.jpg">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%">http://aidigo.ru/img/wysiwyg/aidigo-shop/%;D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%2014.jpg" style="float:left; height:222px; margin:5px; width:452px" />
Теперь о хорошем:
Ну и немного мечты: если государство всё-таки решит помочь бизнесу в модернизации производства (льготными процентными ставками, упрощением или сокращением налогообложения и другими приятными инструментами), то за достаточно короткий срок (3-5 лет) мы получим крепкую отрасль, конкурентоспособную на мировом рынке с большим экспортным потенциалом.
19 января 2015 г.
* Графики курса рубля к доллару взяты с сайта Банки.Ру.