Ритейл ближайшего будущего: пришествие роботов

Ритейл ближайшего будущего: пришествие роботов

Образ будущего в нашем представлении неразрывно связан с невероятным развитием информационных технологий и техническим прогрессом, в том числе, конечно же, роботами, делающими жизнь человека проще и комфортнее. Образ этот сформирован фантастической литературой и кинематографом, но, если посмотреть на сегодняшнюю действительность, становится понятно, что будущее, в сущности, не является таким уж далеким. 

Роботы уже стали частью нашего мира. На производстве, например, автомобильном, они применяются довольно давно. Но тенденцией последнего десятилетия является неотвратимое проникновение роботов и в другие сферы деятельности, их попытка найти там свое место и применение. Это – один из важнейших вопросов, который сегодня решают передовые IT-компании мира. Роботов учат перетаскивать грузы, убирать помещения, исполнять музыку, быть секретарями и даже вести новостные программы. В стороне не остается и продуктовый ритейл.

robot_1.png


Заменить человека

Если оставить в стороне множество новейших IT-решений, которые постоянно пытаются адаптировать торговые сети, то становится видно, что роль роботов так или иначе сводится к помощи покупателям или сотрудникам в конкретной точке.  

В космических киносагах, фантастических романах и компьютерных играх часто встречается антропоморфный робот-бармен за стойкой или робот продавец. Поэтому при разговоре о продуктовом магазине в голове сейчас же возникает образ робота – кассира, принимающего деньги и помогающего сложить покупки в пакет. В жизни, однако, все куда более прозаично. Современный робот – кассир не имеет головы, рук и даже тела.

Это просто установленная на кассе рама, которая, пропуская через себя продукты, сканирует штрих-коды и автоматически формирует чек. 

robot_2.jpg

В  исследовании, проведенным агентством RBR, отмечается, что количество таких касс в мире поступательно растет. Если в 2008 году их насчитывалось чуть менее 100 тыс., то к концу 2015 года это количество увеличилось в 2,4 раза, до 222,6 тыс., а к 2020 году должно достигнуть 335 тыс. и более. Основная доля касс самообслуживания приходится на Западную Европу и Турцию.

Тренд, как обычно, породил растущий спрос – как со стороны покупателей, стремящихся ускорить процесс покупки, так и со стороны самих торговых сетей, интерес которых заключается в минимизации издержек (кассе – роботу не нужно платить зарплату и предоставлять очередной отпуск). Рамки самообслуживания постепенно появляются и в России. Они известны здесь с 2009 года, а в 2013 году вполне успешный опыт внедрения таких устройств в своих магазинах провела сеть «Перекресток». Self-сheking кассы есть и в некоторых точках у «Карусели», «Ашана», «Глобуса» и других крупных игроков отечественного рынка.

Другое дело – так называемые социальные роботы, одна из последних новинок в торговом ритейле.  Вот они-то точно помогают ощутить себя человеком из XXII столетия. Дружелюбного вида машины, внешне напоминающие платежные терминалы, но с натуральной головой, глазами – веб-камерами и даже неким подобием «лица» рады помочь покупателю в нахождении того или иного товара, подскажут его наличие, стоимость и состав. 

Таков, к примеру, электронный консультант OSHbot, разработанный американской компанией Lowe’s Innovation Labs. А робот Tally от американской же Simbe Robotics может легко вести учет и инвентаризацию продукции на складе, контролировать ее расположение на полках.

robot_3.jpg

В целом США, наряду с Японией, являются мировым центром разработки робототехники. В некоторых отелях Калифорнии уже внедрены роботы – посыльные, способные принести клиенту нужную вещь с респешн. Появление таких же в торговых сетях (на радость тем, кому трудно носить домой тяжелые пакеты с продуктами) – всего лишь вопрос времени. Модный тренд по доставке еды квадрокоптерами можно было бы и не упоминать вовсе.

navigating.jpg

Почему будущее еще не наступило

Казалось бы, практикой доказано, что роботы в торговом ритейле чувствуют себя более чем хорошо и готовы к массовому применению. Но этого до сих пор не произошло. Как мы уже увидели, даже касс самообслуживания во всем мире насчитывается не более нескольких сотен тысяч, а в России это и вовсе зарождающийся рынок. Социальных роботов и вовсе единицы, да и используются они сейчас скорее в рекламных целях, для привлечения внимания к магазину, нежели по прямому назначению. 

До подавляющего большинства торговых точек робототехника пока не добралась. В чем же дело? Причины две. Во-первых, у таких устройств, из-за сложности производства, достаточно высокая себестоимость, а, соответственно, и конечная цена (массовый выпуск на рынок недорогих роботов, увы, действительно вопрос будущего). И торговой сети приходится десять раз подумать, что выгоднее – закупать новомодную игрушку или традиционно нанять сотрудника. Нет понимания, насколько рентабельным окажется проект, но мировые торговые сети сегодня упорно работают над расчетами и оценивают свои технические возможности.

Во-вторых, играет роль и социально-психологический фактор. Современный человек уже не может жить без смартфона, но общение с настоящим роботом для простого обывателя – экзотика, которая не всегда может быть воспринята позитивно. Американская сеть Aldi (принципиально не внедряющая у себя никакой робототехники), провела специальное маркетинговое исследование, которое показало, что покупателю психологически комфортнее общаться с продавцом – человеком, нежели с машиной. К тому же, по мнению руководства Aldi, такая техника все равно требует содержания сотрудников, которые как минимум должны помогать покупателям в обращении с ней. Таким образом мы вновь возвращаемся к неочевидности снижения затрат за счет роботов.

Подводя итог, можно говорить о том, что роботы в торговом ритейле на сегодняшний день – это:

  • Модно
  • Рекламно
  • Может быть действительно удобно для покупателей и сотрудников
  • Дорого и требует дополнительных исследований эффективности

   ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новые идеи для вкусного ужина!

QR
код