Пряности и кризис

Торговля пряностями во многом создала современную экономику, открыв множество торговых путей, новые земли и территории. А как же влияют экономические отношения, в частности, ставшие регулярными для России кризисы, на рынок специй и приправ?

В нашем обзоре мы постараемся сравнить катаклизмы, которые испытал рынок специй в 1998 и в 2008 годах, и сделать прогноз на 2015-2016 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1997-1998 годах стоимость большинства пряностей на мировом рынке резко выросла из-за неурожая, вызванного погодными условиями, в частности последствиями климатического феномена «Эль Ниньо». В связи с массовыми волнениями, забастовками, засушливой погодой и финансовыми трудностями урожай специй не был собран, а акцент сделан на выращивании других производственных культур, например, риса.

В результате запасы специй в некоторых странах сократились, что и привело к значительному росту цен. Так, в 1998 году цена за мускатный орех выросла с 1,5 до 6 тысяч долларов за тонну, на кардамон - в 4 раза. В конце декабря 1998 г цены на чёрный перец росли на 5-10% каждую неделю!

Российский же рынок специй и пряностей в это время только зарождался: в основной массе магазинов присутствовал только черный перец и лавровый лист, ассортимент более 5-ти наименований можно было найти лишь у самых продвинутых ритейлеров, а приправ (смесей пряностей для конкретных блюд) не было и в помине, разве что у начинавшего появляться тогда импорта из Восточной Европы (Cycoria, Vitana).

Российских производителей фасованных пряностей в те годы было не больше десятка, сколько-нибудь значимых запасов сырья не было практически ни у кого, поэтому чёрный вторник (18/08/1998) и последующее падение рубля моментально ударило по рынку специй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правительство объявило дефолт по ГКО. Курс доллара за две недели с шести с небольшим рублей вырос в четыре раза (на графике показан курс ЦБ), но реально по нему нельзя было приобрести валюту, и в «обменниках» курс быстро поднялся до 22-24 рублей за доллар.

Основные оптовые сырьевые компании и производители в то время вели расчёты в у.е., следовательно, рост курса моментально транслировался в рост оптовых цен. 

Некоторые иностранные поставщики пробовали фиксировать курс: сначала по 8, потом - по 10 руб. за доллар, чтобы реализовать ввезённый товар, но к началу сентября продукция у них закончилась. Те же компании, кто "жил в рублях", номинировали свои товары в нац. валюте – и быстро остались с пустыми складами и "в минусе".

К декабрю, а у кого-то и раньше, товар по старым ценам "улетел" с полок, ритейлеры стали сужать ассортимент подорожавших пряностей, рынок сжался, по нашим оценкам, примерно в два раза в натуральном выражении.

Однако наступивший кризис открыл дорогу отечественному производителю: компании, расфасовывающие пряности, росли, как грибы после дождя. Сначала выпуская дешёвую замену исчезнувшему импорту: монохромные пакеты из ламинированной полиэтиленом бумаги. За счёт недорогой упаковки, некачественного сырья, а в большинстве случаев и прямой фальсификации продукта удавалось обеспечить низкую цену и высокую рентабельность.

 

 

 

Кстати...

 

 

К концу 1999-го рубль замедлил своё падение, а цены на пряности стали постепенно снижаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

К тому времени рынок, на котором уже существовала высокая конкуренция благодаря большому количеству игроков, стал расти бурными темпами. По нашим оценкам, в период 2003 - 2008 этот рост составлял от 15 до 30% в год. Причём прогресс наблюдался по многим направлениям: ассортимент, инновации, качество, упаковка, новые рынки и т.п. И это во многом явилось результатом кризиса 1998, который затронул российский рынок пряностей с двух сторон.

В отличии от 1998 года, в 2008 в России уже был развитый рынок пряностей и приправ, на котором уживались отечественные производители, европейские поставщики и глобальные компании. В рознице были представлены бренды с высокой добавленной стоимостью продукта, а не товары NoName, как десятью годами ранее.

Запасы сырья и рентабельности позволяли сгладить ценовые колебания на полке, а рост себестоимости был не в 5-10 раз, а на 30-40%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопреки ожиданиям и падению других рынков, рынок пряностей в стоимостном выражении не пошатнулся (по нашим оценкам), а даже вырос на 1-3% в 2009 году.
Однако, некоторые ритейлеры пытались действовать по шаблону - сокращая ассортимент за счёт дорогих или редких товаров и товаров в большой фасовке. В результате трафик по сокращённым SKU переместился к ритейлерам - конкурентам.

Ещё одним итогом кризиса 2008-2009 года стало повышение интереса к российскому рынку пряностей со стороны глобальных компаний: Nestle и Unilever значительно расширили ассортимент своих брендов Maggi и Knorr, теперь уже напрямую запустив руку в карман (в рынок) российских производителей, американский McCormick купил польский Kamis вместе с его российским подразделением.

Кризис 2014 года хоть и вызван фундаментальным фактором - падением цены на нефть, но в отличии от 2008 года он усугубляется отсутствием финансирования и сопровождается ростом процентных ставок. По нашим прогнозам, он окажет гораздо большее влияние на рынок пряностей, нежели его предшественник, ведь в 2009 году кризис был общемировой, и Россия оставалась привлекательной в инвестиционном плане.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, что же ждёт рынок специй пряностей и приправ в России в 2015-2016? Наш прогноз:

  • Старые запасы, волатильность нацвалюты, банкротства компаний приведут к ценовому разбалансу в рознице - привычный мониторинг цен конкурентов на время потеряет смысл.
  • За год-полтора цены вырастут в 2 раза.
  • Рынок сожмётся на 30% в натуральном выражении в 2015 году.
  • На рынке появится множество некачественных продуктов, особенно в молотом виде, прямых фальсификатов пряностей. Крашеный укроп и спенд вместо перца – это только начало. Возможно, даже, бренды разделятся на два лагеря: низкий и высокий, каждый из которых найдёт своего потребителя.
  • Существенно снизится маржа всех звеньев цепочки от производителей до ритейлеров.
  • Ритейлеры начнут сокращать количество брендов в своём портфеле, исключать дублирующие SKU разных производителей (особенно среди редких пряностей)
  • Экзотика и дорогие товары с большинства полок перекочуют в интернет.

Теперь о хорошем:

  • Отечественные производители, имеющие финансирование, получат массу возможностей для импортозамещения.
  • Западные бренды, не локализованные на местном рынке, либо совсем с него уйдут, либо существенно сократят своё присутствие.
  • Сегмент частных марок значительно вырастет.
  • В разы вырастет онлайн - сегмент рынка пряностей.
  • И самое главное - начнёт развиваться производство пряных трав, грибов, ягод, других растений, используемых в кулинарии в качестве пряностей и наряду с пряностями.

Ну и немного мечты: если государство всё-таки решит помочь бизнесу в модернизации производства (льготными процентными ставками, упрощением или сокращением налогообложения и другими приятными инструментами), то за достаточно короткий срок (3-5 лет) мы получим крепкую отрасль, конкурентоспособную на мировом рынке с большим экспортным потенциалом.

19 января 2015 г.

* Графики курса рубля к доллару взяты с сайта Банки.Ру.

QR
код